ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ
Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:
«К величайшим разновидностям Его благодеяния и доброты в предопределении грехов относится и то, что они учат раба Аллаха относиться к обидам, которые наносят ему другие люди, и их ошибкам так, как он желает, чтобы Аллах относился к Его скверным деяниям, проступкам и грехам, ибо, поистине, воздаяние соответствует греху. Кто прощает, того прощает Аллах, и если человек снисходительно относится к брату своему, который нанёс ему обиду, то и Аллах будет снисходителен к его скверным поступкам. Кто проявляет великодушие и сносит обиду, того ждёт прощение Аллаха, а с того, кто взыскивает строго, и Аллах взыщет строго.
Вспомни человека, душу которого забрали ангелы, и его спросили: «Делал ли ты когда-нибудь что-нибудь благое? Знаешь ли ты какое-нибудь доброе дело, совершённое тобой?» Он ответил: «Нет, не знаю». Ему было сказано: «Вспоминай же». Тогда он сказал: «Я торговал с людьми и давал отсрочку состоятельному и облегчал находящемуся в трудном положении». Или же он сказал: «Я приказывал моим слугам облегчать, когда дело касалось денег». И Аллах сказал: «Мы имеем больше прав на это, чем ты». И Он простил ему ан-Насаи, 4694; Ахмад. Когда дело касается грехов, Всевышний Аллах поступает с рабом в соответствии с его отношением к проступкам людей. Осознавая это, раб Аллаха понимает, сколько глубокого смысла и пользы в предопределении грехов»
См. «Мифтах дар ас-саада»; «Избранное», 3/336-337